На основе полезных советов Агентства по регулированию и развитию финансового рынка в Казахстане мы отвечаем на важные кредитные вопросы, ответы на которые стоит знать каждому.

№1 Как проверить кредитную историю?

При решительном намерении взять микрозайм или кредит обязательно стоит проверить КИ перед отправлением заявки. Зачастую заемщики становятся жертвами финансовых махинаций, когда на их имя оформляют займы, например, при утере документов или утечке персональных данных из баз.

Кредитный отчет можно заказать один раз в год бесплатно на портале egov.kz с помощью цифровой подписи или в ПКБ, «Казпочте».

№2 На что смотрят банки при кредитовании?

Кредитор оценивает финансовое состояние заявителя, чтобы определить платежеспособность и стабильность заработка. Для банков важно наличие отчислений в пенсионный фонд, официальный заработок, отсутствие залога, участие в качестве созаемщика и т. д. Также кредитор смотрит, нет ли в результате анализа досье какой-либо негативной информации, например, неоднократные просрочки, в том числе свыше 30 или 90 календарных дней.

При решении о выдаче ссуды банки рассчитывают долговую нагрузку для клиента. Если она непомерна при текущих доходах, скоринговая система автоматически выдаст отрицательный ответ в результате проверки.

№3 Сколько хранится КИ в бюро?

Согласно закону, кредитное бюро хранит информацию в базе в течение 10 лет со дня получения информации о субъекте КИ.

Важно! Удалить, исправить, почистить кредитную историю невозможно и незаконно.

№4 Что будет, если не заплатить по кредиту?

В случае наступления просрочки любая финансовая организация имеет право начать процедуру взыскания. Как правило, в договоре указывается, что кредитор имеет неоспоримое право вернуть средства. Банк или МФО могут обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании, передать задолженность на обработку коллекторам, передать право требования третьей стороне (банк может взыскать средства по кредиту с созаемщика или поручителя).

№5 Что делать, если просрочил дату платежа?

Главный совет: не нужно игнорировать звонки и прятаться от кредитора, так ситуация только ухудшится. Если понимаете, что не можете заплатить, следует заранее обратиться с заявлением в банк (допускается до 30 дней с даты просрочки) или оформить пролонгацию в микрофинансовой организации. Подав заявление в банк, заемщик может предложить изменение условий кредитования: снижение ставки, увеличение сроков погашения и т. д. При этом важно указать причину, по которой финансовое положение ухудшилось и приложить доказательства.